Московские стрельцы… Когда слышишь это словосочетание, перед глазами невольно встает образ сурового бородатого мужика в длиннополом красном кафтане и отороченном мехом суконном колпаке. В одной руке он держит тяжеленную пищаль, а в другой – бердыш, на боку – изогнутая сабля. Этот образ достаточно растиражирован, но в действительности, что мы знаем о стрельцах? Да практически ничего… Чтобы восполнить этот пробел, я отправился в самый центр Москвы, в Лаврушенский переулок. Здесь, напротив Третьяковской галереи, внутри домов находится музей «Стрелецкие палаты». На входе меня встретила Елизавета Куликова, заместитель начальника экскурсионного отдела музея военной истории. Но сначала о самом здании музея. Он находится в белокаменных палатах середины ХVII века. Палаты принадлежали думному дьяку Разрядного приказа Семену Титову. Кстати, сын его Григорий командовал стрелецким полком, поэтому выбор здания для музея достаточно символичен. До 1975 года здесь располагались «коммуналки». Ни о каких сводчатых потолках проживающие даже не догадывались. После расселения коммунальных квартир, в здании оставались только груды битых кирпичей. Какую же колоссальную работу пришлось проделать, чтобы придать палатам «первоначальный» вид. Но самое удивительное – до наших дней дошли вентиляционные шахты того времени! Музей открылся в ноябре 2015 года. Охватывающая несколько залов музея, оснащённая по современным музейным принципам, экспозиция подробно освещает все стороны быта, истории и традиций стрелецкого войска со времён Иоанна IV Грозного до Петра I. Елизавета ведет меня по залам, знакомя с первым русским регулярным служилым войском. Залы украшены композициями из манекенов, изображающих стрельцов в бою и в быту. Герои композиций как живые. Волей-неволей ощущаешь мощную энергетику, исходящую от пищалей, сабель, бердышей, средневековых серебряных монет… Слушая Елизавету узнаешь много нового, например, рядовой стрелец получал жалование 1 рубль в год, а музыкант (барабанщик) – 15 рублей. В этом был заложен большой смысл, так как барабанщик передавал во время сражения сигналы стрельцам: наступать, отступать, двигаться влево или направо. Поэтому он считался достаточно важной персоной. Осматривая экспозицию, прослеживаешь эволюцию огнестрельного оружия. Если при Иване Грозном стрельцы пользовались фитильными пищалями, то уже через сто лет в их арсенале присутствовали кремневые ружья. А вот раздел музея, посвященный покорению Сибири. На стене – парсуна (портрет) Ермака Тимофеевича (жалованного князя Сибирского). Стрельцы вместе с казаками были первопроходцами, раздвигали пределы Московского царства. Ставили на границах засеки и остроги, которые одновременно служили таможнями. Несли Православие язычникам. Чуть более полутора веков длилась эпоха стрельцов в Русском государстве. Много славных побед принадлежит стрельцам. Достаточно вспомнить битву при Молодях (в сражении участвовали шесть стрелецких полков – все они пали на поле боя, но Девлет Гирея с крымчаками к Москве не пустили). Это целый пласт истории и культуры, незаслуженно забытый потомками. Историю «Государева спецназа» намеренно замалчивали после Петра I, памятуя о его «нелюбви» к стрельцам. При Анне Иоанновне архив Стрелецкого приказа и вовсе сгорел. То, что собрано в «Стрелецких палатах», хоть в небольшой степени, но все же дает представление о той далекой, но славной эпохе. Виктор Лядов, фото автора |
Комментарии (0) | |